Закоксовка – главный враг двигателей
После человеческого невежества и равнодушия к судьбе техники, закоксовка поршневых колец больше всего вредит двигателю. А бороться с ней можно просто и недорого.
Цилиндро-поршневая группа – главный узел двигателя. Именно она, подвергаясь огромным нагрузкам, преобразует энергию сгорающего топлива в энергию движения.
Между поршнями и цилиндрами находятся компрессионные и маслосъемные кольца. Их подвижность обеспечивает плотность соединения цилидро-поршневой группы. Кокс, сковывает кольца в гнездах на стенках поршней и выключает их из работы. Они начинают болтаться в цилиндрах. В результате:
- снижается компрессия, а с ней падает мощность и растет расход топлива;
- через образовавшиеся щели, продукты его сгорания попадают в картер и очень быстро портят масло;
- само масло выдавливается в камеру сгорания, приводя к его перерасходу и дымному выхлопу.
Но самое страшное в том, что болтающиеся поршни разрушают себя и стенки цилиндров в десятки и сотни раз быстрей, чем при обычном трении. Зачастую, при сильной закоксовке 10 - 15 тысяч километров пробега «съедают» половину всего ресурса цилиндра даже у новой качественной иномарки.
Главная причина закокосовки – топливо низкого качества (то есть, все российское). Оно не полностью сгорает, остатки стекают в канавки поршней, где находятся кольца и, затвердевая от температуры и давления, образуют кокс. Проблему усугубляют плохие свечи, провода и неисправное зажигание.
Очень важны масла. Если они плохого качества, то сами закоксовывают кольца. А хорошие – наоборот, снимают легкую закоксовку от нашего топлива. Но для этого масло должно иметь щелочное число не менее семи. Причем, оно должно быть обеспечено современным пакетом присадок – иначе очень быстро потеряет способность растворять коксовые отложения. При выборе стоит ориентироваться на допуски заводов изготовителей двигателей. Лучше брать допущенные для современных моторов в тяжелых условиях эксплуатации. Кстати, они далеко не всегда дорого стоят.
Потеря подвижности колец, помимо сокрушительной силы, обладает и отменным коварством. Она подкрадывается совсем незаметно. Постепенно снижается мощность, повышается расход топлива и моторного масла, усиливается дымность и токсичность выхлопных газов.
Потом появляется повышенный шум у холодного двигателя, который при прогреве исчезает. Он указывает уже на очень сильную закокосовку. А еще на то, что болтающийся поршень сильно износил стенки цилиндра. В этой ситуации практически все мотористы приговаривают двигатель к капремонту. Кстати, избежать его можно с помощью состава Practex. Но все болезни, в том числе и двигателя, эффективней лечить на ранней стадии. Тут весьма полезна диагностика.
Закокосовка компрессионных колец снижает компрессию. Но на показания обычного компрессометра лучше не надеяться. Даже если он качественный, то даст нам минимум сорок процентов погрешности. Причина проста – чаще всего, одновременно с компрессионными, коксуются и маслосъемные кольца. Получается, так называемый, масляный клин. А он обманывает компрессометр и тот показывает идеальные параметры у почти «мертвого» цилиндра. В своем Техцентре САТОН мы используем вакуумную диагностику. Она дает максимально объективную характеристику, показывая остаточный ресурс каждого цилиндра и причины неисправностей. В том числе, и закокосовку. Причем, с погрешностью всего в два процента
Часто и без диагностики можно безошибочно определить закоксовку. Она есть у любых двигателей, работающих на российском топливе, которые не заводились хотя бы пару недель. А также у ровно и устойчиво работающих моторов качественных иномарок. Особенно, если в них заливают масла со щелочным числом ниже семи. Не избежать закоксовки машинам с частыми короткими пробегами. У таких двигателей сажа, которая накапливается на поршнях во время прогрева, не успевает очиститься. Ее пластинки попадают в канавки колец, приводя к потере их подвижности.
Для этих групп риска советуем проводить профилактическую раскоксовку хотя бы через каждые десять тысяч километров пробега. И после каждой длительной парковки. Раскоксовка многократно окупится даже снижением расхода топлива.
Только советуем не рисковать, применяя дедовские способы. Солярка, керосин, ацетон и прочие народные рецепты не просто трудоемки и малоэффективны. Они опасны. В лучшем случае, вы полностью испортите находящееся в двигателе масло. Кстати, если потом не промоете мотор, то и следующая его порция будет служить меньше. В худшем случае – испортите резиновые прокладки и сальники.
Да и зачем рисковать, если существуют современные средства автохимии. Они безопасны и просты в использовании. Поэтому позволяют провести раскоксовку любому автолюбителю, который умеет самостоятельно заменить свечи. Для этого выпускаются специальные составы. Например, «Лавр» или «Антикокос». Но лучше всего проводить раскокосовку универсальным составом для защиты и восстановления двигателей и трансмиссии Practex. Именно его мы используем в своем Техцентре. В отличии от других, он работает максимально быстро, не имеет никаких отрицательных побочных эффектов. Кроме того, он нетоксичен и попутно с раскоксовкой делает стенки цилиндров более прочными и гладкими. А стоит – дешевле.
Из передачи Ставропольской государственной телерадиовещательной компании.
Телеканал «Россия» «Вести. Авто». Январь 2006 г.
Автор и ведущий — директор ставропольского Технического центра САТОН Сергей Тонин.