Публикации

Антифриз не только для зимы

Время часто стирает истинную сущность появления вещей и второстепенное выходит на первый план. Так получилось с жидкостью для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Из нашей практики мы знаем, что о ней чаще всего вспоминают перед наступлением холодов. Чтобы не разморозило двигатель. Но способность не замерзать при низких температурах – ее далеко не первостепенное качество.

НАЗНАЧЕНИЕ

На охлаждающую жидкость возлагается довольно много задач. Извините за банальность, но, прежде всего, она должна эффективно охлаждать двигатель. Поэтому разработчики наделяют ее способностью забирать много тепла от зон нагрева мотора и быстро отдавать его в радиаторах двигателя и отопителя. Для достижения этой же цели в течение всей эксплуатации жидкость не должна образовывать на внутренних поверхностях системы охлаждения накипи и шлаков. Они значительно ухудшают эффективность ее работы.

Охлаждающая жидкость также обязана препятствовать коррозии всех материалов, с которыми она соприкасается. Кроме того, она должна обладать хорошими смазывающими качествами. Очень важным потребительским качеством является срок ее службы. Поэтому значительная часть ее присадок заботится о противодействии окислительным процессам.

К числу самых важных характеристик охлаждающей жидкости, безусловно, относится температура ее кипения. Дело в том, что металл двигателя боится температуры, существенно превышающей 200 градусов. До тех пор, пока жидкость не закипит, перегрев ему не грозит. Но пузырьки воздуха в закипевшей жидкости сразу выключают ее из работы, и это вызывает обвальный нагрев металла.

И только после этого, охлаждающая жидкость не должна замерзать на морозе. 

 

ПОЧЕМУ ОПАСЕН ПЕРЕГРЕВ

Превышение двигателем оптимальной температуры, всегда плохо на нем сказывается. Даже если она не доходит до критической, то уменьшает срок полноценной службы моторного масла. Нагрев активизирует окислительные процессы, а окислившееся масло прекращает работу по всем своим многочисленным направлениям. Более того, продукты окислов разрушают так называемые эластомеры – сальники и прокладки. Они становятся хрупкими.  

Ну и подвоз топлива тоже не бывает лишним.

Но особенно опасны ситуации, когда охлаждающая жидкость уже кипит. Это приводит к неизбежному капитальному ремонту мотора. От такого сильного перегрева, как минимум, теряют упругость поршневые кольца, и происходит искривление головки блока цилиндров (в таких случаях говорят, что ее «повело»).

Если «отпустились» маслосъемные кольца, начинается постоянно растущий расход масла «на угар». При потере упругости компрессионных колец падает мощность и возрастет расхода топлива. Кроме того, поскольку кольца прекращают уплотнять поршни со стенками цилиндров, многократно усиливаются ударные нагрузки. В этом случае необходимо срочно менять поршневые кольца. Иначе они разрушат стенки цилиндров и сами поршни.

Помимо этого, результатом перегрева часто становится попадание охлаждающей жидкости в моторное масло. Оно перестает полноценно работать. Если двигатель не обработан современными средствами автохимии, аномально снижающими трение, все пары трения очень быстро доходят до критического износа, а вкладыши «прикипают» к коленчатому валу и «проворачиваются». Приходится делать капремонт по самой полной программе. А, возможно, вообще менять двигатель, так как значительное количество охлаждающей жидкости в масле приводит к гидроудару от которого трескается основная часть мотора – блок цилиндров.

 

КАК ВЫБИРАТЬ

Различные виды охлаждающей жидкости обладают очень разными характеристиками, которые непременно следует учитывать при их выборе.

Прежде всего, нужно определиться с типом жидкости. Воду, даже дистиллированную, (т. е. не образующую накипи), настоятельно советуем не применять. По всем перечисленным выше параметрам она значительно уступает составам, специально предназначенным для охлаждения двигателей.

Из тосолов или антифризов мы отдаем предпочтение последним. В подавляющем большинстве случаев, заявленные характеристики самых простеньких антифризов существенно выше, чем у самых лучших тосолов. Кроме того, для большинства иномарок тосолы использовать нельзя. Антифризы же можно заливать не только во все иномарки, но и во все без исключения российские автомобили.

Однако, и качество различных антифризов очень сильно отличается друг от друга. Среди их потребительских характеристик советуем обращать внимание хотя бы на две: на срок службы и температуру кипения.

Нам не встречались тосолы со сроком службы более двух лет. В зависимости от своего типа, антифризы полноценно работают от двух до пяти лет. Максимальный срок службы имеют красные антифризы типа G12.

Как известно, вода закипает при температуре 100 градусов. У тосолов точка кипения, обычно всего на несколько градусов выше. Высококачественные современные антифризы кипят при температуре в 150 градусов и даже выше. При этом стоят они не на много дороже самой примитивной охлаждающей жидкости.

 

СОВМЕСТИМОСТЬ

Тосолы совместимы только с тосолами и несовместимы с любыми антифризами.

Между собой из антифризов совместимы  синий и зеленый. Красный антифриз с ними смешивать нельзя. Совместим со всеми типами антифризов только антифриз марки G12plus (некоторые производители в обозначении используют не слово, а знак «+»). Этот тип охлаждающей жидкости обычно имеет красный или фиолетовый цвета.

Помимо полной совместимости со всеми другими типами антифризов, для разбавления концентрата G12plus можно использовать не дистиллированную, а обычную воду.  

 

ПОДДЕЛКИ

Опытные специалисты по ремонту радиаторов расскажут вам много историй о различных способах подделки охлаждающих жидкостей. Обычно они хранят образцы металла после воздействия самых варварских подделок.

Единственное, что на Юге России заботит пиратов, так это то, чтобы жидкость выдержала легкие морозы. С этой целью на Кубани часто используют морскую воду. Естественно, она очень быстро разрушает не только радиаторы мотора и отопителя, но и все остальные части двигателя. Еще страшней подделки ростовчан, которые нередко для понижения точки замерзания используют… кислоты.

При этом без лабораторного анализа выявить подделку довольно сложно. Для придания более правдоподобного цвета ее подкрашивают. А для тех, кто рискует тестировать охлаждающую жидкость «на вкус», в нее добавляют сахар.

Проще всего подделывать тосолы. Поэтому автомобильный рынок ЮФО буквально переполнен ими. Впрочем, и поддельные антифризы встречается все чаще. Прибыль пиратов от подделок охлаждающей жидкости намного превышает получаемую от «паленой» водки, а ответственность за нарушение закона несоизмеримо меньше и, пожалуй, единственной гарантией подлинности служит репутация продавца.

 

КОГДА МЕНЯТЬ

С учетом огромного количества подделок и зачастую безграмотной замены охлаждающей жидкости, опасно ориентироваться только на пробег автомобиля или время ее пребывания в двигателе. Надежней всего оценивать остаточный ресурс по внешнему виду жидкости.

Работоспособный антифриз или тосол, вне зависимости от типа, всегда сохраняет свой первоначальный сочный цвет. Когда он бледнеет, это означает, что какое-то из важных качеств охлаждающей жидкости уже утрачено и жидкость подлежит замене. На такой стадии достаточно просто поменять старую жидкость на новую.

Если жидкость для системы охлаждения не просто побледнела, а стала мутной, это указывает на то, что она уже давно утратила свои характеристики и успела закоксовать систему охлаждения. В такой ситуации не обойтись без промывки. Это означает не просто сполоснуть водой систему, а растворить накопившиеся в ней шлаки.  Иначе выполнять эту работу придется новой жидкости, что намного сокращает срок ее службы. 

 

ЗАМЕНА СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ

Если вы нашли сливные пробки радиатора и блока двигателя, а также сумели их открутить, то заменить охлаждающую жидкость собственными силами обычно не составляет особого труда. Сложней с машинами, где не предусмотрен слив. В них для слива понадобится отсоединить нижний патрубок.   

Начать работу рекомендуем с оценки целесообразности промывки системы составами, растворяющими шлаки.

Если промывка нужна, найдите надежное средства автохимии. Использовать довольно популярную в народе молочную сыворотку опасно. Неизвестно, как она скажется на сальниках, прокладках и других поверхностях системы охлаждения вашего автомобиля.

Промывочные средства бывают двух типов. Одни заливаются в старую жидкость. Для применения других старую жидкость следует слить, затем залить в систему воду и добавить в нее средство автохимии. Обычно для растворения шлаков достаточно, чтобы жидкость циркулировала по всей прогретой системе 10-15 минут. Для этого нужно открыть кран отопителя и включить вентилятор печки. Теплый воздух будет свидетельствовать о том, что жидкость проходит через оба радиатора.  

После промывки воду сливают и заливают в систему еще одну или несколько смен воды. До тех пор, пока она не станет чистой.

Очистив систему от шлаков и остатков промывочного состава, можно заливать в систему свежую охлаждающую жидкость. Когда мы используем концентрированный состав, рекомендуем сначала залить его, а затем добавить дистиллированную воду. При этом следует иметь в виду, что температура замерзания не прямо пропорционально зависит от соотношения концентрата и воды. Например, немецкий концентрат HEPU G12 при смешивании с водой 50% на 50% замерзает при температуре – 37 градусов, а при соотношении 40% концентрата и 60% воды, он замерзнет при температуре – 25 градусов.

 При замене жидкости подручными способами чаще всего в системе возникают воздушные пробки. Они обычно исчезают, когда двигатель прогревается до температуры срабатывания вентилятора. На всякий случай, будьте готовы к тому, что в процессе замены воздух выйдет не полностью. Но они уйдут во время штатной эксплуатации. Поэтому в первые дни после замены посматривайте на уровень жидкости в расширительном бачке.

 

РАДИКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Итак, главная задача охлаждающей жидкости – не допустить перегрева двигателя. Более того, для мотора полезней работать при более низкой температуре. Но снижается она не только системой охлаждения.

Когда двигатель склонен к перегреву, мы также ищем причину этого в качестве моторного масла и в зашлакованности системы смазки. Вторая по степени важности задача, стоящая перед моторным маслом заключается в эффективном отводе тепла от камер сгорания и всех поверхностей пар трения. Роль радиатора для него выполняет весь металл двигателя. Шлаки внутри системы мешают эффективному охлаждению. Как, впрочем, и грязь снаружи мотора.

Однако, самый радикальный способ снижения нагрева – уменьшение силы трения. Это достигается обработкой поверхностей пар трения современными средствами автохимии в процессе обычной штатной эксплуатации. Чем ниже коэффициент трения, тем дольше служит узел и тем более эффективно он работает. А потери энергии от трения огромны. Самым наилучшим образом борется с ним Санкт-Петербургский состав Practex.. Аномально малые величины коэффициента трения многократно лучше тех, которых добиваются лидеры мирового автопрома. Поэтому ни от одного из многих сотен клиентов нашего Техцентра, обработавших этим составом свои автомобили, мы не слышали жалоб на перегрев. Даже в самую жару в пробках и на перевалах, а также при значительной утечке масла и самого антифриза.   

Сергей ТОНИН, директор ставропольского Технического центра САТОН.  
(Опубликовано в газете «Технологии реальности», ноябрь 2007г.)



назад